Известные художники часто являются эклектичными и увлекательными личностями. Зачастую, большую часть своего времени они проводят с коллегами-креативщиками, заводя тесные дружеские, а иногда и романтические отношения. И, к сожалению, подобного рода романтические отношения часто являются хаотичными и разрушительными, не оправдывая надежд и ожиданий, но иногда случаются и исключения. О том, как сложилась карьера и личная жизнь некоторых из самых известных пар в истории искусства – далее в статье.
Фрида Кало и Диего Ривера
Фрида и Диего оба были признанными мексиканскими художниками, и этот дуэт остаётся одной из самых известных пар в истории искусства. Он был выдающимся художником-монументалистом, а она – известным художником-сюрреалистом. Пара познакомилась, когда Фрида училась в художественной школе, а Диего был на двадцать лет старше её. В то время как она надеялась, что он станет её наставником, у них завязались романтические отношения, и в конце концов они поженились. Семья Фриды не одобрила этот союз, прозвав пару «слон и голубь».
Их отношения были бурными, характеризовались смесью взаимного творческого почтения и романтической неверности. Известно, что у Фриды был роман с советским революционером Львом Троцким, когда она и её супруг предоставляли ему политическое убежище в своём доме. В то время как обе стороны были вовлечены во внебрачные связи, последней каплей терпения Фриды стало то, что Диего увлёкся её сестрой. Это привело к разводу пары, но год спустя она вновь поженились, оставаясь вместе до конца жизни Фриды.
Эта пара была очень политизирована и неизменно открыто заявляла о своей поддержке Коммунистической партии. Политический аспект жизни Фриды и Диего подпитывал радикальные художественные работы, освещающие опыт мексиканских рабочих и политических беженцев того времени. Это также способствовало творческой карьере Фриды, поскольку её смелая политика связала её с Андре Бретоном и европейскими сюрреалистами, открыв новые возможности и перспективы.
Мари Франсуаза Жило и Пабло Пикассо
Пабло известен своими проблемными романтическими отношениями, из-за которых некоторые из его возлюбленных были эмоционально расстроены после расставания. Пара познакомилась, когда Мари был двадцать один год, а Пабло – шестьдесят один. В то время он жил с коллегой-художницей Дорой Маар, которую он променял на молодую и очаровательную Франсуазу. Изначально их отношения были отношениями ученика и наставника, но постепенно переросли в страстную любовь. Мари была хорошо осведомлена о жестоком романтическом прошлом Пабло и всеми силами остерегалась попасть в ту же ловушку, что и его предыдущие любовницы, но судьба злодейка распорядилась иначе.
Знаменитая пара провела вместе десять лет и у них родилось двое детей. Мари отложила свою собственную карьеру в сторону и поддержала Пабло в его экспериментах с новыми средами, включая скульптуру и керамику. Однако из-за постоянного флирта супруга и её собственного творческого недовольства Мари ушла от него. Затем Пабло запретил ей заниматься независимой карьерой, посоветовав дилерам не продавать ни одну из её работ.
В конце концов Мари вышла замуж за изобретателя вакцины от полиомиелита Джонаса Солка. А в 1964 году она опубликовала свой роман «Жизнь с Пикассо», в котором её опыт общения с Пабло предстал в особенно нелестном свете. В её книге утверждается, что он был эмоционально жестоким партнёром, несмотря на его художественный талант.
Патти Смит и Роберт Мэпплторп
В 1967 году певица и поэтесса Патти Смит переехала из маленького городка на Среднем Западе в Нью-Йорк. Она достаточно быстро познакомилась с начинающим художником и фотографом по имени Роберт Мэпплторп. Они стали любовниками и вскоре после этого начали жить вместе. С тех пор отношения знаменитой пары были романтизированы.
Патти часто работала моделью для Роберта. Он также был фотографом для знаменитого альбома Смит «Horses», который приобрёл огромную популярность. Этот образ укрепил её богемную эстетику, которая с тех пор определила её карьеру. Несмотря на то, что их отношения не длились вечно, Патти и Роберт были неотъемлемой частью развития артистической карьеры друг друга. Их сотрудничество помогло каждому из них достичь культового статуса.
Альфред Стиглиц и Джорджия О’Кифф
Джорджия и Альфред познакомились в 1916 году. На тот момент ему было пятьдесят два года, и он был известным фотографом, в то время как Джорджии было всего двадцать восемь лет, и она находилась на начальном этапе своей карьеры. Альфред стал её наставником. Он выставлял её работы и это привело её к славе. В конце концов Джорджия переехала в Нью-Йорк к Альфреду, они стали жить вместе, а спустя какое-то время поженились.
Пара была определена их взаимным творчеством и уважением друг к другу, поскольку каждая из их карьер росла отдельно. Однако их брак был сопряжён с личными трудностями. Джорджия хотела ребёнка, а Альфред – нет. Она также чувствовала себя подавленной, живя с его семьей. Поскольку их отношения становились всё более напряжёнными, Джорджия решила переехать в Нью-Мексико, чтобы сосредоточиться на своём творчестве.
Именно в Нью-Мексико она нашла своё истинное художественное призвание и расцвела. Несмотря на то, что Альфред был опустошён мыслью о том, что его жена начала новую жизнь и весьма успешную карьеру, знаменитая пара приспособилась к новой ситуации и оставалась вместе до его смерти. Все их отношения задокуметированы в тысячах писем, где подробно описаны все моменты их совместной жизни.
Дабс и Майла
Дабс и Майла – известная пара и артистический дуэт, родом из Мельбурна, Австралия, но в 2009 году они переехали в Лос-Анджелес. Пара познакомилась во время изучения иллюстрации в Австралии, став совместной художественной парой, а позже и супружеской. Они создают причудливые произведения, напоминающие уличное искусство/граффити и движение поп-арта.
Их работа сосредоточена на более крупных форматах публичного искусства, таких как фрески и интерактивные выставки. Пара работает как дома, так и в своих интерактивных сценах. Они постоянно путешествуют по миру от Лондона до Рио-де-Жанейро и Норвегии, где успешно демонстрируют свои работы. Дабс и Майла работали с такими брендами, как Adidas и Sanrio, и были включены в Топ-10 обязательных к просмотру работ Beyond The Street.
Ребята утверждают, что являются самой счастливой супружеской парой на земле, которая никогда не ссорится и живёт беззаботной жизнью. Всё их искусство представляет собой конгломерат художественных идей каждой из сторон. Dabs создаёт фантастических существ, вдохновленных граффити, в то время как Myla привносит элемент фотореализма и точности. Они заявляют о совместных усилиях в каждой работе, оба принимают на себя любую художественную критику или похвалу. Их совместное сотрудничество служит прекрасным примером для окружающих, в том числе и для творческих личностей.
Софи Таубер и Жан (Ханс) Арп
Софи и Жан познакомились в Цюрихе в 1915 году на выставке, на которой были представлены работы Жана. Их отношения начались с художественного сотрудничества, включая геометрические коллажи и скульптуры из дерева. Их связь переросла в глубокую романтическую любовь, пока они в конце концов не поженились. Эта пара художников стала членами ассоциации художников Das Neue Leben (Новая жизнь) и продолжала создавать произведения искусства как совместно, так и по отдельности. Затем Жан основал движение Дада вместе с Максом Эрнстом и Йоханнесом Бааргельдом.
И Жан, и Софи пользовались профессиональным успехом в Париже. Он стал видным членом французской сюрреалистической группы, а она продолжала работать над декорациями и дизайном интерьеров, одновременно расширяя свои работы в стиле геометрической сетки. Софи также выставляла свои гобелены в Соединённых Штатах. Помимо всего этого пара экспериментировала с поэзией, написанием журналов и другими видами искусства, создавая многочисленные совместные скульптуры.
К 1926 году Софи и Жан получили французское гражданство и переехали в Страсбург. Там они делили своё время между Страсбургом и Парижем, потому что Софи часто получала заказы на работу дизайнера интерьеров в Париже. Однако паре пришлось бежать из Парижа из-за немецкой военной оккупации во время Второй мировой войны. В 1943 году Софи умерла от отравления угарным газом.
Несмотря на индивидуальный и совместный успех пары, признание Софи как артистки постоянно затмевалось признанием её мужа. Однако со временем она получила больше признания как в дизайне интерьера, так и за свой вклад в модернизм. Софи и Жан по сей день остаются неотъемлемой частью авангарда ХХ века.
Габриэле Мюнтер и Василий Кандинский
Габриеле познакомилась с Василием во время учёбы в художественной школе в Мюнхене, Германия, где он был директором школы. Поскольку Василий был женат, пара встречалась тайно, питая к друг другу тёплые чувства. В скором времени они отправились в совместное путешествие, где их любовь расцвела и в тайне от жены, он обручился с Габриеле, переехав в её дом.
В этот период постимпрессионистское искусство Василия процветало, и он продолжал экспериментировать с художественной абстракцией. Он и Габриеле стали партнёрами на поприще авангардного движения. Василий развёлся со своей женой в 1911 году, но не женился на Габриеле. Вместо этого он оставил её в Цюрихе, а сам сбежал в Москву во время Второй мировой войны, женившись на другой женщине.
К сожалению, Габриеле часто считали ученицей и любовницей великого художника, а не равной по артистизму и художественному таланту. Несмотря на то, что она была неотъемлемой частью многих его проектов, таких как создание экспрессионистской группы Der Blaue Reiter, ей никогда не приписывали никаких заслуг.
Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс
Джаспер и Роберт были художниками-визуалистами, у которых были романтические отношения на протяжении 1950-х годов. В то время нетрадиционная ориентация рассматривалась как аморальная угроза американскому обществу. Чтобы скрыть свою ориентацию, Роберт женился на женщине. Тем не менее, пара проводила значительное время вместе в небольшой нью-йоркской студии. Роберт был старше Джаспера и часто становился наставником для молодого художника.
Несмотря на разный возраст, их отношения были чрезвычайно продуктивными, но, к сожалению, они продлились недолго. В то время как Роберт изначально был наставником Джаспера, карьера Джонса превзошла его собственную карьеру, что привело к значительной конкуренции и зависти. К началу 1960-х годов их отношения распались. Пара не разговаривала в течение многих лет после горького разрыва.
Макс Эрнст и Доротея Таннинг
Макс впервые познакомился с Доротеей на вечеринке в 1942 году. В то время он был женат, но несмотря на это, пара стала проводить много времени вместе и влюбилась друг в друга за игрой в шахматы. В конце концов Макс развёлся со своей женой, чтобы быть с молодой художницей.
Они стали жить вместе, но в конце концов были вынуждены покинуть свой дом в Аризоне и вернуться во Францию, потому что Макс столкнулся с проблемами американского гражданства. Эта пара очень хорошо сотрудничала, продолжая работать вместе на протяжении всей своей карьеры, вплоть до смерти Макса.
Из-за общей дурной славы знаменитой пары Доротею часто упускали из виду как художника. Несмотря на то, что её творчество было неотъемлемой частью авангарда начала ХХ века, её искусство рассматривалось только в связи с творчеством супруга. И лишь совсем недавно она получила должное признание как независимая художница и вкладчик в модернизм.
Эмми Хеннингс и Хьюго Болл
Эмми и Хьюго познакомились в Мюнхене в 1915 году. Вскоре после этого пара бежала из Германии в Цюрих, чтобы избежать потрясений Первой мировой войны. Оказавшись в Швейцарии, они открыли кабаре «Вольтер». Это экспериментальное пространство для перформансов стало эпицентром движения дада. Эмми и Хьюго исполнили на его сцене стихи и хореографию друг друга.
Совместное разочарование пары в войне, национализме и социальных ограничениях легло в основу как кабаре «Вольтер», так и движения Дада. Кабаре продолжало показывать причудливые и революционные представления. Это привлекло множество молодых художников-авангардистов, которые поддерживали анархию, радикальный левый подход и политическую свободу.
Хьюго уехал из Цюриха и познакомился с Тристаном Тцарой, который также стал одним из основателей дадаизма и автором манифеста Дада. Антиэстеблишментская позиция Хьюго, Эмми и их современников оказала значительное влияние на современное искусство ХХ века.
Хьюго и Эмми теперь известны как мать и отец Дада. Знаменитая пара была чрезвычайно влиятельной и побудила к совместному движению. Эта пара была эклектичной, страстной и всегда нарушала границы и правила искусства. Несмотря на то, что она и Хьюго работали совместно, Эмми так и не получила должного признания как независимый художник и революционер.