В семидесятые годы прошлого века, в Москве был построен необычный дом, выделяющийся с общей массы однотипных панельных зданий. Как его только не называли – неприступный форт, загадочный закрытый город, дом-колизей, дом-бублик, дом-кольцо и, наконец — круглый дом. Какие невероятные истории не придумывали, притягивая «за уши» самые фантастические версии, пытались понять, что же стало причиной создания столь неординарного архитектурного произведения.
Благодаря свидетельствам многих очевидцев и воспоминаниям самих проектантов, мы попытаемся разобраться, что же это за чудо было создано и каковы реальные причины такого творчества.
Эта интересная история началась еще в 70-е годы XX столетия в период, когда активно застраивались города и села типовыми проектными зданиями. Архитекторы Евгений Стамо и Александр Маркелов, решили создать оригинальный дом, чтобы как-то разнообразить однотипное строительство. И как ни странно, Главное архитектурное управление (ГлавАпу) разрешило новаторам отойти от стандартного проекта и создать панельный девятиэтажный дом круглой формы.
Сделав все необходимые расчеты и использовав по максимуму возможности размещения самих панелей, уже в 1972 году дом на улице Нежинской в Очаково-Матвеевском районе был сдан в эксплуатацию. И действительно, такое строительство произвело неизгладимое впечатление на жителей не только самой Москвы, но и всей необъятной страны.
Его грандиозный размер, оригинальная форма, фантастически удобный двор, с прекрасной инфраструктурой, естественно, выбивается из общего вида жилых кварталов.
Очень интересная форма была достигнута благодаря установке панелей с максимально допустимой погрешностью в шесть градусов, что дало возможность закольцевать дом в круг диаметром 155 метров.
В оригинальном доме было создано 26 подъездов, 913 квартир и шесть больших арок, которые помогали попасть во двор этого огромного комплекса. На первом этаже здания организованы магазины, аптеки, салон красоты и парикмахерская, прачечная и ателье, детский развивающий клуб и даже библиотека.
А двор – вообще, явление уникальное. Огромных размеров круг, позволяет организовать как летние, так и зимние детские площадки, а также обособленные уютные зоны отдыха. Неимоверное количество зеленых насаждений создает особый уют и уединенность от шумного присутствия города.
Единственное неудобство такой планировки двора – неимоверная акустика. Любой мало-мальский шум эхом разносится по всему дому, создавая дополнительные звуковые нагрузки, особенно в раннюю или ночную пору.
Поскольку это событие произошло в преддверии Олимпиады 80, которая должна была проходить в Москве, многие оригиналы планировали создать пять таких «домов-колец», как бы, олицетворяя основной символ спортивных соревнований.
К 1979 был построен аналогичный дом в районе Раменки по улице Довженко, в нем также спроектировано 26 подъездов, но квартир получилось 936. Поскольку этот дом располагался рядом с «Мосфильмом», естественно, самые лучшие квартиры были получены артистами кино и театра.
Некоторое время в нем жили корифеи советского кинематографа: Савелий Крамаров, Галина Беляева, Эмиль Лотяну и многие другие. В его стенах снимали несколько фильмов, в том числе фантастические по тем временам панорамные кадры светящихся окон в финальной сцене картины «Москва слезам не верит».
Поскольку такого рода проект оказался слишком дорогостоящим, требующий огромных городских территорий, власти решили отказаться от дальнейшего строительства подобных жилых комплексов. Да и мечты о том, что необычные дома в виде олимпийских колец украсят Москву, особой оригинальности архитектуре города бы не добавили.
Потому что такое грандиозное сооружение и всю его неповторимость, можно было бы оценить только с высоты птичьего полета.