В наши дни часто слышим “Не хлебом единым”… Так, то оно так, пока не задумаешься об истинной его цене. А вот в старину говорили: “Хлеб – всему голова”, он считался почти священным символом еды. И народ веками складывал о нем поговорки и присказки, поэты воспевали в своих лирических строках, а художники изображали на своих полотнах. А особенно трогателен до слез в живописи и стихах образ “блокадного хлеба”. Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена этого черного кусочка хлеба.
Блокадный хлеб
Говоря о цене хлеба, первое, что приходит на ум так это хлеб блокадного Ленинграда. Никогда он не стоил так дорого, как в то лихое время. В начале осени 1941 года войска гитлеровцев, сломав упорное сопротивление Советской Армии, почти вплотную подошли к трехмиллионному городу и сомкнули его в кольцо блокады, длившейся почти 900 дней. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Дорога Жизни – путь, соединяющий Ленинград с “большой землёй” по Ладожскому озеру была единственным спасением миллиона людей.
Однако несмотря на героические усилия моряков, полностью обеспечить город на Неве продовольствием не всегда удавалось. Иногда размер дневной хлебной нормы сокращался до минимума: рабочие получали по 250 граммов, а остальные – по 125 граммов хлеба.
Иногда цена этого маленького кусочка хлеба равнялась цене – даже не одной человеческой жизни. С тех пор прошло много лет, но до сих пор щемящей болью отзываются в сердце проникновенные строки Лидии Хямеляниной.
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко – чистый просто.
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Многим на долю выпал искусственный голодомор начала 30-х годов, повлекший значительные человеческие жертвы. По разным статистическим данным он унес жизни от двух до восьми миллионов человек. А также голодные послевоенные годы, унесшие до полутора миллиона жизней, когда каждый колосок пшеницы был бесценен.
“На хлебе у нас всё держится, хлебом всё измеряется. Отношением к хлебу определяется нравственное богатство или убожество человека. Хлеб – мерило человеческой души. Уважение к хлебу – это уважение не к бесчувственному ломтю, содержащему белок и другие компоненты, это память, это история, это национальная культура, это миллионы проблем, радостей и горестей. Хлеб – это наше прошлое, настоящее и будущее, это наша жизнь!”
Автор: Яков Аким
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
На совести достанется кусок.
Хлеб на полотнах знаменитых художников
“Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе”, так говорил Святитель Иоанн Златоуст. В творчестве многих отечественных и зарубежных художников отражено уважительное отношение к хлебу.
Хлеб – один из древнейших и популярнейших продуктов питания практически всех народов мира. Вот только выглядит он и называется по-разному. В России – это каравай, на Кавказе – лаваш, в Израиле – маца, а в Германии – брецель.
Он основа любого рациона, символ жизненной энергии, залог счастья и благополучия. Главенствующую роль занимает хлеб в различных ритуалах: им встречают дорогих гостей, с ним идут сватать невесту, благословляют новобрачных, хлебом поминают усопших.