Список самых нестандартных концертных залов

От Дома музыки в Порту до концертного зала Харпа в Рейкьявика

Список самых нестандартных концертных залов

Идеалист Фридрих Шеллинг в своих «Лекциях по философии искусства» 1842 года называл архитектуру застывшей музыкой. Архитекторы Норман Фостер, Рем Колхас, Сантьяго Калатрава доказали это утверждение немецкого философа, построив уникальные музыкальные залы.

Смотрите далее самые необычные концертные залы и музыкальные театры Европы.

Список самых нестандартных концертных залов

Театр оперы и балета

Осло, Норвегия

Построить оперный театр в норвежской столице планировали еще в конце XIX века, но прошло почти сто лет, пока было определено место (в самом центре Осло, рядом с центральным вокзалом и морским портом), и государство выделило деньги.

Лишь в 1999 году под здание оперы дали участок на берегу фьорда, на полуострове Бьорвик . На конкурс прислали 350 проектов со всего мира. Выиграла норвежская фирма — архитектурное бюро Snøhetta, предложившее идею ультрасовременного здания, мраморная кровля которого плавно спускается в воду залива.

Строительство театра обошлось в $700 млн. Торжественное открытие, на котором присутствовали король Норвегии Харальд V, королева Дании Маргрет II и президент Финляндии Тарья Халонен, состоялось в апреле 2008 года. Покатую крышу театра немедленно облюбовали скейтбордисты, футболисты и просто любители позагорать. Освещается театр в основном за счет работы солнечных батарей. Театральный зал сделан в виде подковы , идеальной формы для акустики, а сцена – одна из самых технически оснащенных в Европе

Кстати, это самое большое общественное здание, построенное в стране за последние 700 лет, со времен главного храма страны – Нидаросского собора, где коронуют королей.

Список самых нестандартных концертных залов

Дом музыки (Casa da Música)

Порту, Португалия

Дом музыки — уникальный концертный зал в историческом центре Порту. Все началось в 1998 году, когда португальский город Порту и нидерландский Роттердам были выбраны культурными столицами Европы на 2001 год. Надо было срочно что-то делать, чтобы подтвердить статус. Но что? Власти и жители сошлись во мнении, что городу отчаянно не хватает современного концертного зала. В конкурсе на лучший проект приняли участие, пожалуй, все крупные мировые архитекторы: Заха Хадид, Норман Фостер, Рем Колхас, Алвару Сиза Виейра и другие.

Победил проект голландца Колхаса: строение, напоминающее кусок белоснежного рафинада неправильной формы. Архитектор снабдил здание прозрачными стенами, через которую с улицы видно все, что происходит внутри и на сцене.

Элегантное и лаконичное снаружи, внутри – это волшебный мир португальской истории и культуры, не только с ее музыкой, но и искусством и ремеслами. Современное облик и инновационные технологии в оснащение двух сцен, большой и малой, Колхас соединил с традиционными элементами. Например, интерьер частично украшен традиционной португальской плиткой азулежу. Строили Дом музыки недолго, и, открывшись в 2005 году, он сразу стал одним из символов Порту.

Список самых нестандартных концертных залов

Центр музыкального образования Сейдж Гейтсхед (Sage Gateshead)

Гейтсхед, Великобритания

Тот день, когда в маленьком и ничем не примечательном городке Гейтсхед было решено построить центр музыки, изменил всю его судьбу. За дело взялся знаменитый архитектор Норман Фостер, сотворивший очередное изогнутое творение из металла и стекла. В Сейдж Гейтсхед разместились три зала, фонотека, помещения для занятий школьников и студентов. Два концертных зала и холл – отдельные здания со звукоизоляцией, соединенные таким образом, что одно вытекает из другого. За акустику этого места отвечала одна из ведущих фирм в этой области – Arup. Внутренние отделочные панели залов мобильны, что позволяет индивидуально настраивать идеальный звук под любой тип музыкальных инструментов. Центр музыкального образования открылся в 2004 году и обошелся примерно в 70 миллионов евро.

Список самых нестандартных концертных залов

Концертный зал Харпа

Рейкьявик, Исландия

Первоначально Харпа (в переводе с исландского – арфа), открывшийся в 2011 году в Рейкьявике концертный зал, задумывался как часть огромного Всемирного торгового центра, с банками, офисами, отелем и апартаментами класса люкс. Строительство началось в 2007 году, но в 2008-м грянул глобальный финансовый кризис и все встало. Тогда было принято решение достроить хотя бы этот зал, так как он уже был возведен почти на две трети. Строительство, которое велось по проекту исландского художника уроженца Дании Олафура Элиассона, обошлось в $150 млн. В течение пары лет это вообще была единственная стройка в Исландии.

Художник Олафур Элиассон прославился своей инсталляцией The Weather Project (2003) в британской Тейт Модерн: дымка, туман, превращающийся наверху в облака, и огромное солнце, сделанное из специальных ламп, в свете которых почти все цвета спектра становятся невидимыми. Такую же игру со светом Элиассон выбрал в качестве главного элемента при создании Харпа: стены здания состоят из стеклянных сот, бесцветных, свето-желтых и светло-голубых. Ночью они подсвечиваются тысячами неоновых ламп, создавая эффект северного сияния. Днем здание тоже переливается, но уже в лучах солнца. В 2013 художник и компания Henning Larsen Architects получили за его создание престижную награду Mies van der Rohe.

Список самых нестандартных концертных залов

Оперный театр Аудиторио-де-Тенерифе

Санта-Крус де Тенерифе, Канарские острова, Испания

То ли белый парус, то ли вздымающаяся волна – оперный театр на Канарах, в столице Тенерифе Санта-Крус, один из самых известных в мире музыкальных залов. А его орган уникален по своему звучанию. Его автор — знаменитый каталонец Альберт Бланкафорт, автор нового органа дворца Гуэля (шедевра Гауди). Трубы органа Аудиторио-де-Тенерифе, расположенные под потолком концертного зала и по бокам партера, обеспечивают объемный звук 3D. Строительство театра продолжалось шесть лет и закончилось в 2003 году, за это время бюджет стройки вырос почти втрое с €25 млн до €70 млн.

Автор проекта, архитектор Сантьяго Калатрава, создатель знаменитого Города искусств в Валенсии, спроектировал не только два зала (большой на полторы тысячи зрителей и камерный, вмещающий лишь 400 человек), но и две террасы с видом на Атлантический океан, и огромную полуарку-парус, поддерживаемую только в двух точках, вопреки всем законам тяготения.

источник