Множество вещей, которыми мы пользуемся ежедневно, имеют свою интересную историю. А некоторые так и вовсе в каком-то смысле изменили мир. К числу последних справедливо можно отнести и обыкновенную шариковую ручку. Ведь, несмотря на то, что об этом вряд ли кто-то задумывается, записывая с её помощью нужную информацию, она совершила реальную революцию в канцелярии и даже технике письма.
Хотя пишущие инструменты на протяжении всей истории человечества менялись неоднократно, в какой-то момент они развиваться перестали. Так, ещё с позапрошлого столетия в мире канцелярии для письма укоренилось использование двух, очень похожих между собой инструментов.
Первым было традиционное перо с металлическим наконечником и чернильницей в наборе, которые применяли уже давно. А вторым являлась фактически модернизация этого самого пера – перьевая автоматическая ручка, уже исключившая использование чернильницы как отдельной ёмкости: подача чернил осуществлялась непосредственно из корпуса ручки.
Но даже такая возможность выбирать как будто кричала всему миру, что пора что-то изменить. А всё потому, что минусов у обоих вариантов хватало. Например, та же авторучка, вроде бы и была более совершенной модификацией пера, а на деле требовала чётко отработанного навыка использования – по информации редакции novate.ru, даже неправильно выбранный угол написания заканчивался кляксой на бумаге. Но самое главное, что в те времена она ещё и стоила просто огромных денег.
С классическим пером было ещё больше проблем. Во-первых, его использование требовало наличия под рукой кучи других гаджетов, которые бы облегчали заполнение бумаг – достаточно просто посмотреть на винтажные письменные наборы и количество элементов в них. Во-вторых, необходимость постоянно окунать перо в чернильницу приводило к неизбежному появлению клякс на бумаге при любом неосторожном движении. И, в-третьих, срок эксплуатации стальных перьев не отличался длительностью.
Дополнительные проблемы, связанные с использованием имеющихся чуть больше ста лет назад пишущих инструментов, появлялись у представителей разных профессий. Например, невозможность использовать перья и авторучки где-то, кроме ровной устойчивой поверхности и при строгом соблюдении угла ручки к бумаге фактически исключала их применение представителями тех сфер, где фиксировать информацию приходилось, что называется, «в поле» – журналисты или военные. Им приходилось использовать менее долговечные карандаши.
Как ни странно, но чернильные пишущие инструменты умудрялись добавлять работы даже врачам: оказывается, когда-то существовало такое заболевание как «писчая судорога». Это был профессиональный недуг у большинства офисных клерков, секретарей или писцов, которым постоянно приходилось делать много рукописных текстов. Подобная проблема возникала из-за того, что при письме приходилось сильно напрягать руку и пальцы, чтобы соблюдать каллиграфию, положение руки и угол пера, а также силу нажима на бумагу.
Короче говоря, было совершенно очевидно, что настало время придумать более универсальный инструмент для письма. И занимались этим разные люди ещё с конца XIX столетия. Первым примером, когда на рынок попытались привнести что-то новое, был патент от 1888 года, выданный американскому изобретателю Джону Лауду на гаджет, названный им «карандашом для письма на грубых поверхностях». Новаторство состояло в том, что вместо пера, кончик инструмента представлял собой вращающийся шарик.
Фактически, уже здесь можно говорить о предтече всем известной сегодня шариковой ручки, вот только этот концепт не был особо популярен, да ещё и оказался недостаточно доработан из-за непрогрессивных технологий тех лет – не хватало правильных чернил. Второй подобный проект новой ручки придумал знаменитый производитель Джордж Саффорд Паркер, однако и его идея не стала той самой революцией. Реальный прототип современной ручки с шариком на конце принадлежит жителю Венгрии еврейского происхождения Ласло Биро.
Этот человек на протяжении многих лет трудился как корреспондент и художник, а потому не понаслышке знал о той массе проблем, которые приносят перья и авторучки. Более того, его же работа и подбросила ему решение проблемы: по данным редакции novate.ru, как-то в типографии он следил за печатным станком и обратил внимание, что чернила на разворотах газеты высыхают не в пример быстрее, чем обычные чернила для пера. Эта же особенность позволяет им не растекаться и избегать появлению клякс.
Справедливости ради, стоит уточнить, что Биро не создавал ручку с нуля – его вклад состоит в том, что он взял существующие прототипы, но внёс два ключевых новшества. Так, он взял в качестве ёмкости для чернил в корпус инструмента пустой внутри металлический стержень, который позволял создать капиллярный эффект подачи чернил – это сделало возможным использование ручки вне зависимости от угла наклона кончика.

Однако по-настоящему революционным стало его решение заменить сами чернила, которые использовались в пишущих инструментов. Здесь Ласло Биро тоже не стал изобретать велосипед и попросту заправил ручку теми самыми газетными чернилами, за которыми он и наблюдал однажды в типографии. Их консистенция была гуще, а это нивелировало кляксообразование, и они по-прежнему значительно быстрее высыхали. При этом выбор чернил, которые по всему миру производят в промышленных масштабах, помогли в дальнейшем популяризировать его ручку как доступную для изготовления.
Всего Биро потратил около семи лет, чтобы от самого первого прототипа прийти к модели шариковой ручки, которую действительно стоит запатентовать. В конечном итоге первый патент Ласло заимел ещё на Родине к 1938 году, вот только наладить там производство ему не удалось. А дело всё в том, что надвигалась Вторая мировая война, и в Венгрии ему, как еврею, было небезопасно оставаться. Тогда он переехал во Францию, однако и там не смог задержаться надолго: успев только запустить мелкосерийное производство, ему опять нужно было бежать, когда Франция была оккупирована немцами.
Новым пунктом назначения оказалась Аргентина, однако именно там, на другом конце планеты, он сумел, наконец, явить своё изобретение миру по-настоящему. Причём, что примечательно, в этот раз война ему в этом помогла. Так, когда он нашёл инвестора и открыл компанию «Birome», первым крупным заказчиком на его ручки оказались англичане — военные их авиации и флота нуждались в таком пишущем инструменте, который не только работал бы в полевых условиях, но и отличался большей долговечностью, нежели традиционный для войск грифельный карандаш.
Интересный факт: так как в годы Второй мировой и после неё британские военные стали фактически популяризаторами изобретения Биро, именно его марка больше всего была известна как производитель ручек на долгие годы вперёд. В итоге в английской речи за шариковыми ручками закрепилось в качестве имени нарицательного именно укороченное название фирмы – «Biro».
Чем больше людей пользовались шариковыми ручками от Ласло Биро, тем больше осознавали их удобство в сравнении с перьями и авторучками. Ведь мало того, что она позволяла писать в самых разных условиях, ранее недоступных так ещё и не требовала особых навыков в каллиграфии, а значит, меньше уставала от письма рука. Пилотам, причём не только Британии, но и теперь США, же ручка нравилась больше всего: по информации novate.ru, она позволяла писать на большой высоте, да ещё и непосредственно во время полёта.
Вот только даже революционность изобретения Биро не позволили ему выйти на мировой рынок, а всё из-за слишком высокой цены его ручек – практически все элементы инструмента для письма делались из стали, а она в те годы была совсем не дешёвой. И тут вступила в дело смекалка двух французов, Марселя Бика и Эдуарда Баффарда, которые набили руку на изготовлении перьевых ручек, пусть и под немецкой оккупацией. А когда война закончилась, они расширили производство, впоследствии ставшее легендарным канцелярским брендом «BIC».
Предприимчивая парочка не оставила без внимания революционную идею Биро, однако решили сделать её массовой. Для этого они за большие деньги выкупили у Ласло патент, а потом в течение пяти лет специалисты их фирмы пытались модернизировать ручку, чтобы её можно было изготовлять дешевле. И в конечном итоге им это удалось, причём вдохновлялись для апгрейда в неожиданной сфере, которая тогда набирала обороты – ракетостроении. Для этого им пришлось сильно попотеть, чтобы добраться до технологий, используемых в секретных разработках, но всё прошло удачно и легально.
Таким образом, именно BIC смогли усовершенствовать технологию Биро так, чтобы она выдавала минимум брака – а как раз эта проблема также сильно завышала себестоимость, да и само производство сильно удешевилось, за счёт использования самого дешёвого пластика и упрощения конструкции ручки. Это требовало немалых инвестиций для переоборудования конвейера, однако результат того стоил.
Это интересно: буквально с самого начала эры массовых шариковых ручек, они ассоциировались именно с синим цветом не только чернил, но также колпачка и крышки. Однако такой подход к выбору цвета имеет под собой самое простое объяснение – желание сэкономить. А дело в том, что в первые послевоенные годы именно синий краситель был наиболее доступным оттенком для окрашивания пластмассы.
Так, к середине прошлого столетия случился новый виток в революции пишущих инструментов – на рынке стали массово появляться шариковые ручки, доступные по цене, но хорошие по качеству, а производило их всё больше фирм. Это перевернуло представление о доступности письма, позволило не сосредотачиваться на каллиграфии и необходимости создавать условия. И хотя позднее приходилось модернизировать последующие модели – к примеру, форму пластикового корпуса перестали делать круглой, чтобы она не скользила в руке – шариковая ручка прочно вошла в повседневную жизнь большинства людей на планете.