В таком, казалось бы, далеком от культуры Ближнего Востока регионе, как Прибалтика, издавна селилось много евреев. Правда, были периоды, когда ситуация менялась. Причем, история прибалтийских евреев зависела от страны – например, в Эстонии к ним относились не так, как в Литве. Что заставляло детей Сиона перебираться к Балтийскому морю, и много ли их там теперь? Об этом наша статья.
Литовские евреи
Уже в 997 году было известно о проживании в Литве евреев, о чем свидетельствовал епископ Пражский Адальберт, присланный на эти земли распространять христианство. Предположительно, дети Сиона прибыли в эти края из Пруссии и Германии, а туда, в свою очередь, из Хазарии.
Считается, что первая волна евреев селилась там, где позже возникло Великое княжество Литовское, и говорили они на смеси двух языков – иудейского и славянского. Вторая волна пришла в XII веке из Германии, и это были евреи, бежавшие от преследования крестоносцев. Большинство евреев Литвы говорили на идише (языке, основанном на диалекте немецкого).
После присоединения Волыни в XIV веке евреев в Литве стало еще больше. На юге страны их было не только много, но они еще и имели большой вес, находились на исключительном положении и у них было много прав. Еврейские общины богатели, их старейшины имели большую власть.
Всё закончилось в 1495 году, когда правитель Александр Ягеллон своим постановлениям предписал всем евреям, проживающим на территории Литвы и в ее окрестностях, покинуть страну. Указ поддержали некоторые литовские дворяне, причем из корыстных побуждений: многие из них имели долги перед богатыми местными евреями-кредиторами и высылка была поводом им не платить. Часть евреев переселилась в Крым, часть – в Польшу, где к ним относились снисходительно. При этом уже в 1503 году восточному народу разрешили вернуться в Литву, вновь поселиться в своих домах и взыскать деньги с прежних должников. Однако напряжённость в обществе между местными дворянами и богатыми евреями снова возросла. По своим, говоря современным языком, бизнес-качествам дети Сиона превосходили дворян, и с ними было выгоднее вести бизнес. В итоге евреи продолжали приумножать свои капиталы и получать все больше привилегий от государства.http://navote.ru/?p=31639
Затем для литовских евреев наступило тяжелое время: в период польско-шведских войн и восстания Богдана Хмельницкого огромное число потомков Моисея было убито.
В конце XVIII века бывшие земли Литовского княжества стали частью Российской империи. Примерно сто лет спустя в России начались погромы, которые докатились и до прибалтийской ее части. Десятки тысяч евреев в тот период эмигрировали в США и ЮАР и еще часть – в Палестину.
В результате холокоста, начавшегося в советский период, во время немецкой оккупации в 1940-х годах, почти все литовские евреи (95%) были уничтожены. Это связано с тем, что нацисты обвиняли еврейскую общину в недавней аннексии Литвы Советским Союзом, считая, что они ее поддерживали. В Литву свозили евреев для последующего уничтожения и из других стран Европы. В убийствах принимали участие и члены Литовского фронта активистов, которые, впрочем, начали уничтожать их еще до войны и прихода немцев.
После войны детей Сиона в Литве осталось совсем мало. Те, кто смог эвакуироваться и избежал Холокоста, в большинстве не стали возвращаться в Прибалтику, поскольку в Литве между ними и местным населением существовала напряженность. После распада СССР евреев в Литве стало еще меньше. Сейчас их менее 0,1 % от всего населения.
Латвийские евреи
В Латвии евреи живут ориентировочно только XVI века. Дело в том, что созданный в XIII веке в этой стране Ливонский орден запрещал селиться здесь этому восточному народу, и мало кто решался его нарушить. Когда орден распался, жить евреям в Курляндском герцогстве (западная часть современной Латвии) уже не запрещалось. И хотя по закону они не могли торговать и заниматься откупом пошлин и налогов, местная знать все равно старалась обходить запрет и вести с соседями-евреями дела – это было выгодно.
Интересно, что согласно переписи, прошедшей в конце позапрошлого века, в некоторых латвийских городах (например, в Даугавпилсе и Резекне) евреи были самым многочисленным народом. В 1935 году в Риге жили 43 672 еврея.
В Латвии существовало множество еврейских организаций – как культурных и религиозных, так и социальных и медицинских. Выходили даже еврейские газеты и журналы на иврите и идише. Правда, при советской власти многие из этих организаций закрыли. Однако большого оттока евреев из Латвии не произошло: они в основном приспособились к советской жизни, по большей части селясь в больших городах.
В июне 1941 года часть евреев, признанных антисоветчиками (например, религиозных деятелей), была отправлена в лагеря и на «спецпоселение». Около половины из них умерли в местах заключения. Те же, что остались в Латвийской республике, еще не подозревали, что многих из них ждет уничтожение после прихода фашистов.
Когда началась Великая Отечественная война, примерно десять тыс. латвийских евреев успели эвакуироваться в другие части СССР, но около 70 тысяч (плюс евреи, привезенные в Латвию немцами из других стран) были уничтожены. Считается, что в живых осталось примерно тысяча человек. Убивали их как немцы, так и местные жители, бывшие «добрые соседи».
После окончания войны все изменилось, и уже во второй половине прошлого века евреев в Латвии снова стало много. В одной только Риге их проживало примерно 30 тысяч. А вот в 1989 году в столице Латвии их осталось только 18 тысяч. По данным на 2022 год евреев в Латвии совсем мало – всего лишь около 7,5 тыс. человек.
Евреи в Эстонии
В Эстонии евреи живут с XIV века, постоянные же поселения появились в позапрошлом веке (тогда Эстония уже входила в состав Российской империи). Первыми евреями, обосновавшимися в этих краях, стали кантонисты. Это юноши, которым надлежало четверть века отслужить в российской армии, после чего они и их потомки имели право селиться на тех территориях Российской империи, где всем остальным евреям проживать запрещалось. Постоянное же право на въезд в этот регион представители этого народа получили только в 1865 году благодаря указу Александра II.
Еще до этого, 1830 году, возникла Ревельская община – самая крупная в Эстонии. Появились крупные синагоги, школы по изучению Талмуда, начальные классы для еврейских детей, еврейские кладбища. Поначалу большинство эстонских евреев были мелкими торговцами и людьми без серьёзного образования, но в конце позапрошлого века стало больше граждан с университетским дипломом и образовалась еврейская культурная интеллигенция.
После того как в 1918 году была создана Эстонская республика, к евреям стали относиться еще терпимее и их общественная и культурная жизнь стала стремительно развиваться. Интересно, что в 1937 году, когда в других странах процветал антисемитизм, в Эстонии вице-президента еврейской общины Генриха Гуткина назначили членом верхней палаты парламента.
Увы, после того как Эстония стала советской республикой, и еврейскую культурную автономию, и все еврейские организации ликвидировали, а частные компании – национализировали. Примерно 450 местных евреев выслали в советские лагеря.
Интересно, что во время Холокоста, согласно данным немцев, в Эстонии было убито 963 еврея, тогда как в Латвии — больше трех десятков тысяч, а в Литве – 136, 4 тыс.
Это связывают с тем, что, во-первых, в Эстонии евреев изначально было не так много, а во-вторых, большинство из них успели убежать в восточную часть СССР до прихода немцев. Причиной ареста и казни оставшихся в Эстонии евреев нацисты называли «коммунистическую деятельность».
Когда после распада Советского Союза Эстония приобрела независимость, культурная еврейская жизнь стала восстанавливаться. Появились еврейские школы, культурные клубы, синагоги, стали выходить еврейские газеты. Однако вместе с тем число евреев в стране стало снижаться. В девяностые годы многие из них эмигрировали – в основном в Израиль и Соединенные Штаты.
Текст: Анна Белова