В начале 1980-х годов советские инженеры начали прокладку сразу четырех тоннелей рядом с черноморским курортным городом Гагра в Абхазии. Протяженность каждого из них составляет около полукилометра. Сегодня тоннели в Гагрском хребте стали одним из популярных мест паломничества любителей всевозможных «заброшек». Так что же искали советские землекопы под горным хребтом солнечного края?
Ничего советские землекопы под Гагрским хребтом не искали. Строили автомобильные тоннели для объездного маршрута на пути из Сочи в Сухуми через Хосту, Гагры и Гудауту. Копать начали в первой половине 1980-х. Всего было заложено четыре автомобильных тоннеля. Однако, последующая турбулентность в стране Советов серьезно затормозила реализацию инфраструктурного проекта. После распада страны денег на гагрские тоннели «вдруг» не оказалось, а в 1992 году и вовсе началась Грузино-абхазская война, которая поставила крест на советским проекте.
Вернулись к строительству тоннелей только в 2000-х годах. Артерии №1 и №2 были поставлены в первую очередь строительства. Проект финансировала Россия. К 2013 году тоннели были готовы на 70%. На сегодняшний день оба сданы в эксплуатацию и функционируют. Через них успешно ездят автомобили. Артерия №3 была поставлена во вторую очередь. На данный момент именно она остается заброшенной, и никакие работы здесь не ведутся от слова совсем. Технически от первых двух третий тоннель ничем не отличается за исключением того, что он не достроен. Артерия №4 – это тоннель, который так и не начали строить. Существует он только на бумаге.
Третий заброшенной тоннель на сегодняшний день является местом свободного посещения. Внутри остается стоять и ржаветь советское строительное оборудование и инженерные конструкции. Под действием естественных факторов конструкция медленно разрушается. В тоннель проникает дождевая и грунтовая вода. Пока с ней справляется построенная еще в 1980-е годы дренажная система. При этом в некоторых местах тоннеля №3 можно отыскать так называемый «пещерный жемчуг». Из прочих «достопримечательностей», помимо старого советского оборудования и пещерных известняковых образований, находится скелет съеденного собаками козла.