Среди безграничного множества существ, которым древние люди поклонялись или в существование которых просто верили, есть категория «человекольвов», тех, что когда-то занимали важное место в картине мира сразу многих народов. Существа с телом большой кошки и головой человека призывались на защиту от чужаков, от темных магических сил, от разных чудовищ и людоедов. Сфинксы бывали и сами «не подарок», как в древнегреческой легенде о царе Эдипе.
Сфинксы древности: добрые и злые
Образ сфинкса воплощался в скульптуре, которая, как правило, устанавливалась у входа в храм или в царскую гробницу. Самый знаменитый такой «охранник» украшает собой группу древних памятников, расположенных на плато Гиза в Египте – это Большой сфинкс, великан среди своих собратьев. Стоит иметь в виду, правда, что основная часть существования сфинкса пришлась на период до начала строительства пирамиды Хефрена и остальных усыпальниц фараонов. Что защищал этот гигант раньше, когда был только возведен (а по некоторым данным, это могло произойти даже 10 000 лет назад)? Вопрос остается открытым.
У древних египтян главный страж представлял собой существо с телом и хвостом льва, с человеческой головой, причем лицу обычно придавали черты правящего фараона (если правила женщина, то и сфинксу доставалось воплощать женский образ). Это существо, мощное, но в целом доброжелательное, получило имя «сфинкс» уже при греках – вопрос о том, как именовали человекольва сами древние египтяне, остается открытым.
А вот аналогичный персонаж у греков был довольно кровожаден и заботился не столько о защите людей, сколько о том, как бы одержать над ними верх – победить и в итоге съесть. Сфинкс в данном случае оказывался «женщиной», имел в придачу к львиному телу орлиные крылья, а еще коварство и безжалостность. Это существо предлагало встреченным путникам разгадать одну из его загадок. Если ответ оказывался неверным, сфинкс съедала несчастных. Якобы лишь Эдипу удалось правильно решить задачку – и тогда сфинкс бросилась со скалы в море и умерла.
Сфинкс, загадывающий загадки, и другие разновидности полульвов-полулюдей
«Кто утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Эта загадка, знакомая всем с детства, на самом деле – из древнегреческой мифологии. Идею для образа этого сфинкса подсказали египтяне, которые в ответ «получили» сам термин, имеющий отношение к древнегреческому «сжимать» (поскольку льву свойственно душить добычу), а может быть, ставший искажением какого-то древнего египетского имени, сейчас уже не подлежащего восстановлению. О сфинксах вполне серьезно рассуждали великие философы античности, включая Геродота, Аполлодора и прочих оставивших после себя письменные сочинения авторов.
Впоследствии миф о сфинксе переняли и римляне; азиатские культуры создавали собственные мифы о львах с человеческими головами, защищавших вход в храм. У древних бирманцев, например, существовали легенды о Манусихе – существе, которое было создано буддийскими монахами для охраны новорожденного младенца царского рода. Манусихи могли иметь не просто львиное тело, а тело в некотором смысле «раздвоенное» – получеловек-полулев располагал сразу двумя комплектами задних лап и двумя хвостами, а потому такие скульптуры устанавливали при строительстве пагоды по углам священного здания.
У тайцев похожим существом стал Нора Наир, у индийцев – пурушамрига. В Иране верили в существование мантикоры, существа с головой человека, телом льва и хвостом скорпиона; мантикора славился, как и греческий сфинкс, стремлением к пожиранию людей. «Родственников» сфинкса можно с относительной легкостью отыскать и среди других «мутантов» из мифов древних народов: ламассу в Месопотамии, кимню в Китае, не говоря уже о греческих кентаврах и минотаврах, тоже в некотором роде родственных сфинксу существ.
Сфинксы как часть истории искусства
Каменные стражи в виде сфинксов и им подобных существ воплощали для человека древности идеи мощи, мудрости, сохранения мистических знаний. Интересно, что самая древняя из найденных статуэток тоже воплощает образ человека-льва, только «наоборот»: тело у него человеческое, а голова – львиная, причем ученые пока не пришли к единому мнению о том, к мужскому полу принадлежит существо или к женскому: все-таки отсутствие львиной гривы должно указывать на львицу.
В века Ренессанса образ сфинкса пришелся по душе многим скульпторам и художникам, и по мере нахождения все большего количества памятников античности каменные стражи создавались в мастерских итальянских, а потом французских мастеров все чаще. Возник даже особый «французский» сфинкс, представляющий собой львицу с головой женщины – тщательно причесанную, часто – с жемчужными украшениями, нередко с обнаженной грудью. Иногда такой сфинкс в маньеристском стиле изображался с крыльями, иногда – нет.