Триллер – это жанр в кинематографе явно не для слабонервных людей. Но любителей острых ощущений, наводящих страх и ужас, в особенности впечатляют жуткие истории, основанные на реальных событиях. Так, Голливуд, ухватившись за одно из самых резонансных вначале 60-х годов криминальных дело о Бостонском душителе, экранизировал эту историю в разных вариациях уже несколько раз. Причем от первой до последней версии, прошло более чем полвека. Думается, киноманам интересно будет узнать реальную историю, заложенную в сюжет, а также, о том какую изюминку решили внести в свою работу создатели нового триллера, который вышел в широкий прокат в марте 2023 года.
Следует отметить, что эту запутанную и нераскрытую до сих пор криминальную историю голливудские кинематографы экранизировали четырежды. И по мнению многих, три из них – уж точно не совсем удачно, поскольку каждый раз режиссеры умудрялись перегнуть палку в разных местах, интерпретируя эту историю по-своему. А вот о четвёртой экранизации – мы бы хотели узнать ваше мнение.
Критики от кино нередко отмечают, что для многих детективных кинолент, созданных на основе реальных событий, существует одна большая заковыка. И это – те самые реальные события. В погоне за особенностями жанра, режиссеры нередко добавляют в сценарий побольше драмы и трагедии, а также остреньких ощущений, что иногда уводит сюжет далеко от реальности, и в итоге портит результат. Таким образом, по мнению тех же критиков была испорчена первая версия экранизации этой душераздирающей истории, снятой в 1968 году, со знаменитым Томом Кертисом в главной роли. К слову, такая же проблема коснулась и двух последующих версий.
Реальная история Бостонского душителя
Итак, история уводит нас в далекое прошлое крупнейшего города штата Массачусетс Бостона, размеренную тихую жизнь которого нарушила серия убийств. В период с 14-го июня 1962-го по 4-е января 1964-го серийный маньяк, которого окрестили Бостонским душителем, расправился с 13-ю незамужними женщинами в возрасте от 19-ти до 85-ти. Причем сначала жертвами были пожилые дамы, а затем ими стали и молодые девушки…
Hecмoтpя нa тo, чтo пoлиция пpилaгaлa нeимoвepныe уcилия, чтoбы поймать пpecтупникa, дeлo зacтoпopилocь из-зa отсутствия свидетелей и нeдocтaткa улик. А вместе с тем число пострадавших женщин нeуклoннo росло. Власти, пытaяcь пpeдoтвpaтить мaccoвую пaнику, peшили любым cпocoбом cкpыть peaльнoe чиcлo пoгибшиx и xoд paccлeдoвaния. Но тaкая таинственность тoлькo уcугубила тpeвoгу гopoжaн.
В полицейском департаменте уже сбились с ног, разыскивая неуловимого убийцу, наводящего ужас на весь город. Как говорилось выше, свидетелей преступлений не было, поскольку во всех случаях маньяк проникал в квартиру жертвы через двери, которая та сама же и открывала. И уже там маньяк сначала насиловал, а затем душил… её же собственной одеждой.
Но однажды в участок поступило заявление от пострадавшей молодой женщины, в котором говорилось, что неизвестный, представившись детективом, проник в её дом, изнасиловал, а затем, извинившись, быстро сбежал. По горячим следам был задержан ранее судимый и недавно освобожденный Альберт Генри Де Сальво. Потерпевшая опознала насильника, и тот был задержан. Де Сальво изначально обвиняли лишь в изнасиловании – пока он сам не заявил, что является Бостонским Душителем.
Но при этом он странным образом путался в показаниях, давая сведения, которые противоречили данным полиции. Впрочем, обрадованные найденным преступником полицейские тога не стали особо заморачиваться, поскольку обвинений на пожизненное и так у Де Сальво было предостаточно (к изнасилованию приплюсовали несколько доказанных эпизодов взлома с ограблениями, а также судимость ранее).
Окончательно доказать, что Альберт и был Бостонским Душителем, так правоохранителям и не удалось. В 1973-м Альберт де Сальво был убит в собственной тюремной камере, и, казалось, унес свою тайну в могилу.
Тайна Бостонского Душителя
Но, агенты ФБР и детективы Бостона на протяжении ещё десятилетий после гибели Альберта Де Сальво пытались сложить нескладываемые пазлы, уголовного дела 1964 года. Уж больно всё в нём было нескладно. Во-первых, жертвы Душителя сильно отличались возрастом, социальным положением и национальностью. Во-вторых, криминалисты утверждали, что почерк убийств в корне отличался в каждом отдельном случае. В-третьих, еще изначально предполагалось, что де Сальво покрывает непосредственных убийц бостонских женщин.
Шли годы. И лишь в 2001-м криминалисты решили окончательно развеять все сомнения, эксгумировав труп последней жертвы Душителя, 19-летней Мэри Салливан. Альберт когда-то взял убийство девушки на себя, хотя явно путался в показаниях. Он заявил, что жертву душил голыми руками, тогда как она была задушена собственным чулком. Экспертиза вещества, похожего на сперму, доказала, что это вещество не соответствует ДНК, взятого у де Сальво.
И над правоохранителями вновь навис вопрос. Кто же тогда в 60-е наводил ужас на Бостон, если Де Сальво не являлся Душителем? Детективы выдвинули один из вариантов: потенциальным убийцей мог быть некий Джордж Нассар, сокамерник Де Сальво, который был куда больше похож на маньяка по складу своей личности. Но это лишь предположение.
И поскольку по большому счету точка в этой истории еще не поставлена, она наверняка еще будет долго будоражить фантазии не одного поколения кинематографистов…
Фильм «Бостонский душитель» (1968)
В свое время экранизированная история о маньяке-убийце, созданная по горячим следам, имела успех и взяла хорошую кассу. Впрочем, и сейчас киноманы со стажем считают, что настоящий триллер не имеет срока давности. Именно поэтому несмотря на то, что большинство фильмов этого жанра было снято в прошлом веке, они составили золотой фонд мирового кинематографа. Фильм режиссера Ричарда Флейшера “Бостонский душитель” 1968 года так же попал в эту драгоценную копилку, в том числе и благодаря блистательной игре Тони Кертиса, Генри Фонды, Джорджа Кеннеди. К слову, Тони Кертис был одним из первых голливудских актёров, убедительно перевоплотившихся в маньяка. За эту работу он был номинирован на “Золотой глобус”.
А теперь несколько слов о содержании фильма, его плюсах и минусах. Этот триллер практически распадается на две части. В первой – действие развёртывается по обычным канонам жанра: город в панике, ведётся оперативный поиск маньяка-убийцы, привлечение к расследованию экстрасенса… Представляя хронику событий, режиссёр Ричард Флейшер любопытным образом использует полиэкран, на котором одновременно демонстрируются разные фрагменты фильма, связанные по содержанию. И в этом большой плюс картины.
Однако ближе к концу становится ясна ошибка режиссера. В реальной истории защита Де Сальвы в суде попыталась добиться признания невменяемости. Но создатели фильма пошли дальше, дорисовав Бостонскому душителю раздвоение личности. “Если бы речь шла о некоем выдуманном убийце – это было бы приемлемо. Но когда спустя четыре года после серии жестоких убийств снимают фильм, в котором реальный серийный убийца показан несчастным больным человеком – это выглядело неэтично и неуважительно к жертвам и их родственникам”,– заявляли критики.
Получилось, что Флейшер наступил на те грабли, о которых говорилось вначале статьи. Прибегнув к дополнительному драматизму и глубинной подачи образа убийцы абсолютно не добавило плюсов фильму. Ну, посудите сами, убийца по имени Альберт Де Сальво – сантехник, имеющий прекрасную жену и двух детей, из-за раздвоенности своей личности, даже не подозревал, что же он творил в параллельной жизни в обличье маньяка.
В герое Тони Кёртиса, порядочного семьянина, скрыто второе “я” – психопата, готового на череду преступлений в сомнамбулическом состоянии. К тому же режиссер глубоко зацепил и моральные вопросы: “Психика Альберта Де Сальво была надломлена с самого детства. Тот видел регулярные избиения матери и подвергался насилию сам, продавал себя, по указке отца занимался практически рабским трудом. Кривая дорожка привела Де Сальво к многочисленным арестам, военному трибуналу и, в конце концов, пожизненному заключению. На этом, впрочем, история Альберта не закончилась – он сумел сбежать, снова был пойман и переведен в тюрьму строгого режима, где его зарезал кто-то из заключенных”. Печальная история маленького несчастного человека. В какой-то момент даже хочется пожалеть…. Ну а как же тогда быть с 13-ю жертвами, погибшими от его рук?
«Бостонский душитель» — мрачный ретро-детектив с Кирой Найтли 2022 года
Создатели нового триллера не только решили идти другим путём, они сразу же заявили зрителю, что реальная криминальная история 60-х лишь вдохновила их, и не является 100% отражением произошедшего более полвека тому назад. Таким образом, режиссер картины Мэтт Раскин оставил за собой право на собственную интерпретацию. И если обычно в таком жанре кино детективы-мужчины в костюмах и стильных плащах спасают женщин от маньяков, то в триллере Раскина все иначе: две журналистки из Бостона берут инициативу в свои руки и посредством статей в своей газете влияют на расследование.
В итоге мы видим фильм не только о тех женщинах в большом городе, над которыми нависает угроза быть изнасилованными и убитыми в собственных квартирах, но и о тех, которые могут отстоять свое право на безопасную свою жизнь и жизнь своих детей. В наши дни это кажется вполне закономерным, но, напомним, что в ленте отражены события 1960-х, когда почетным местом для женщин являлась кухня, а одобряемым занятием — обустройство дома и воспитание детей. А тем единицам, кому и удавалось вырваться из домашней рутины, в профессиональной сфере отводилось место лишь на задворках.
Несколько слов о сюжете
При просмотре этого триллера нотки тревожного настроения буквально проникают в сознание зрителя с первых минут: приглушенные женские крики за стеной, мольба о помощи, а после пугающая тишина. К тому же серая угнетающая палитра картины, правдиво передающая атмосферу далёких 60-х, усугубляет ощущение ужаса и страха, в который повержены бостонские жительницы. Одним словом – всё, как полагается по законам жанра.
В центре сюжета фильма репортёр Лоретта Маклафлин, раскрывшая историю о Бостонском душителе. Главной героине, которую сыграла Кира Найтли в издательстве по обыкновению доставались материалы о товарах для дома, моде, кухне и в крайнем случае о женах влиятельных мужчин. Однако, когда в городе начались серийные убийства, журналистке в руки попал материал, основываясь на который она пишет разоблачающую статью, вызвавшую не только общественный резонанс в городе, но и шквал гнева полицейских. Лоретта обнародовала связь между убийствами нескольких жительниц Бостона, что власти всеми силами пытались скрыть от горожан.
Вcкope к этому делу подключилась её коллега – более опытный репортер Джина Коул (Кэрри Кун), и женщины, продолжая расследование с риском для жизни, cтoлкнулиcь c большими пpeпятcтвиями: c ceкcизмoм и coпpoтивлeниeм влacтeй, кoтopыe пытaлиcь предотвратить публикацию их peпopтaжей, что наводило на подозрениe – чинoвники cкpывaют oт oбщecтвeннocти вaжную инфopмaцию oб убийцe.
В конце фильма вскрывается коррупция, которая поставила под сомнение личность Бостонского душителя.
После премьеры некоторые киноманы отмечают, что «Бостонский душитель»(2022) сильно проигрывает другим версиям криминальной истории, поскольку в своем триллере Мэтт Раскин не впечатлил публику интригой и драматизмом. А как считаете вы?
Нам же хочется отметить лишь одно: эхо преступности преследует женщин и в наши дни, поэтому вопреки дате на календаре, отраженной в триллере, его содержание выглядит пугающе актуальным.