Научно-технический прогресс и разработка природных ресурсов, бесспорно, должны оказывать благотворное влияние на жизнь человека. Однако, к сожалению, так происходит не всегда, и порой даже самые благие намерения, которыми сопровождается очередные мероприятия по добыче ископаемых заканчиваются настоящей катастрофой для целой группы людей. Именно так произошло с жителями небольшой деревушки, из которой им пришлось буквально бежать, ведь уже на протяжении нескольких десятилетий на месте их домов расположилось токсичное озеро из химикатов.
Эта печальная, но поучительная история произошла в румынском уезде Алба. А началось всё с добычи меди в шахтах Розия Пойени в Западно-Румынских горах. А рядом с этими месторождениями много лет спокойно существовали две деревушки, расположенные у самого подножья гор, где и находились шахты. Однако их размеренная жизнь закончилась в 1977 году, когда тогдашний румынский руководитель Николае Чаушеску принял решение выгодно использовать найденное месторождение меди.
Проблема в том, что заняться добычей без фактического уничтожения как минимум одной из деревень было попросту невозможно. Однако правительство это не смутило: они просто вынудили жителей Джамана покинуть свои дома, забыв о своём старом укладе жизни, потому что только так получилось бы освободить необходимое место, куда планировалось выводить наружу токсичные отходы из шахт.
В результате под эвакуацию попало примерно четыре сотни семей, а на месте их малой родины стало появляться искусственное озеро, представляющее собой своеобразный водосбор, куда стекаются воды, загрязненные токсичными отходами. Вода в этом озере критически вредна для здоровья человека и окружающей среды, так как, по информации редакции Novate.ru, она под завязку набита цианидом и другими химикатами.
На этом история населённого пункта Джамана и закончилась, ведь чем дольше шла разработка месторождения, тем сильнее разрасталось озеро, в конечном итоге попросту поглотив некогда красивую румынскую деревушку. Однако совсем о трагедии своей гибели она не даёт забыть и сегодня: над поверхность токсичной воды по-прежнему возвышается башня местной церквушки и несколько домов.