Когда индивидуализм пришел на смену коллективизму, идеи коммунального способа жизни, который ранее пропагандировался как суть утопического общества, практически исчезли. Жизнь без частной собственности на основе принципа «все вокруг колхозное – все вокруг мое» обречена на неудачу, а социальные эксперименты, навязанные людям благодаря пропаганде, промыванию мозгов, приводят к противостояниям и революционным действиям.
Между утопической моделью общества и культом нет четкого различия. Суть создания обществ на основе утопической теории состоит в том, чтобы снизить уровень жадности и сделать всех равными. Но эти идеалистические цели не могут быть осуществлены, так как люди жадные по своей природе и не равны. Утопическое общество должно было бы вывести человечество из кризиса и спасти его, но, на самом деле, все попытки не увенчались успехом из-за природы человека. До сих пор увлечены подобными идеями лишь религиозные секты, анархисты и хиппи.
10. Аркозанти
Это должно было быть утопическое поселение в пустыне Аризоны, но закончилось тем, что место осталось заброшенным. Архитектор Паоло Солери решил создать общество, основанное на концепции аркологии – уникального сочетания принципов архитектуры и экологии, целью следования которым есть создание изолированного общества, идеально приспособленного к условиям окружающей среды. Солери планировал разместить в своем поселении до 5000 человек. Экологические строения в поселке выглядят так, словно сошли со страниц научной фантастики. Хотя Аркосанти существует до сих пор, заинтересовать 5000 человек не удалось.
9. Коммуны Шейкеров
Коммуны Шейкеров начали появляться в 18 столетии. Первое поселение сектантов было основано в колониальной Америке в Нью-Лебаноне, Нью-Йорк, в 1784 году. К 19 столетию уже было более 20 коммун, в которых жило до 20 000 последователей. Шейкеры известны своим простым укладом жизни. Они практиковали целибат, пацифизм и коллективную собственность. У мужчин и женщин были одинаковые роли в этой секте. В 20 столетии количество адептов резко уменьшилось, в результате к 1920 году осталось только 12 общин. Многие общины сегодня стали музеями, в которых можно увидеть в каких простых условиях жили в них люди.
8. Община Общий дом
В 1895 году Джордж Аллен, Оливер Верити и Б. О`Делл основали общину Общий дом в штате Вашингтон на берегу океана. Основатели ранее принимали участие в подобном эксперименте возле Такомы – в промышленном кооперативе «Гленнис» – и считали себя социальными анархистами. В период с 1896 по 1921 год община была популярна среди социалистов, радикалов, вольнодумцев и других неординарных личностей, которые обычно являются изгоями в обществе. В 1910 году в общине жили 200 человек, она выпускала свои газеты, исключала какое-либо управление и такие властные институты, как церковь, полиция или мэрия. Люди совместно работали, любили и развлекались. Основные проблемы начались, когда община решила изменить стиль земельной собственности, и она стала объектом особого внимания после правления президента Маккинли, которого убил анархист Леон Чолгош.
7. Колония Брукфарм (Ферма у ручья)
Вдохновленный идеями трансцендентализма философ Джордж Рипли, основал Брукфарм в штате Массачусетс в 1841 году. Концепция была простой: члены колонии работали на ферме, территория которой составляла 80 гектаров. Они обрабатывали землю, работали в мастерских, занимались бытом, а взамен получали жилье и бесплатное обучение в школе колонии. Члены колонии, кроме труда, проводили коллективные чтения, дискуссии и занимались наукой. В самом начале Брукфарм была процветающей общиной, но внутренние размолвки и денежные проблемы (к 1844 году в колонии не было мяса, кофе, чая и масла) привели к тому, что люди постепенно уходили. В 1847 году община закрылась.
6. «Перфекционисты» из Онеиды
Джон Хамфри Нойес, страстный сторонник полигамии и социалист, основал поселение в Онеида в 1848 году. Она основана на принципах коллективного брака и индивидуального общения с Богом. Колонисты считали, что женаты все на всех, так как исповедовали отсутствие института брака в Раю. Нойес верил, что все мужчины должны быть женатыми со всеми женщинами, а женщины имеют право иметь разнообразные сексуальные связи. Колонисты отрицали моногамию и пропагандировали «свободную любовь». В 1879 году Нойес был арестован за изнасилование.
5. Восьмиугольный город
Восьмиугольный город, известный как Город вегетарианцев, был основан компанией Vegetarian Kansas Emigration Company в 1856 году. Предполагалось основать утопическое поселение недалеко от Гумбольдта, штат Канзас, в котором будут жить только вегетарианцы. Но инвесторов мало интересовала подобная коммуна. Они захотели создать не вегетарианскую общину, основанную на принципах моральности. Члены общины должны были растить и обучать детей, придерживаясь высокой морали. Форма города была создана под влиянием учения Орсона Фоулера. Он верил, что восьмиугольник – это самая практичная планировка домов, так всем хватало солнечного света и свежего воздуха. Но зачем свет, если нет моральности. Тем не менее, колония распалась: только 100 человек проживали здесь. В 1857 году в поселке осталось только 4 семьи.
4. Община «Фруктовый край»
В 19 столетии в Америке начитывалось несколько сотен общин, уклад жизни которых основывался на утопических идеях. В 1843 году Бронсон Олкотт и Чарльз Лейн основали общину «Фруктовая страна», которая просуществовала 6 месяцев. Это была община аграрного направления на основе британской реформистской модели в Гарварде, штат Массачусетс. Она должна была выживать самостоятельно и быть абсолютно независимой. Членам общины разрешалось пить только воду, употреблять фрукты и зерно, запрещалось есть мясо и продукты животного происхождения, акие как молоко, мёд, шерсть и даже навоз. Скот запретили впрягать в телеги, а землю нельзя было распахивать, чтобы не нарушать спокойную жизнь микроорганизмов. Идеализм Олкотта привел к распаду общины. Строгая диета, запрет на использование труда животных, ручной труд забили последний гвоздь в гроб, в котором похоронили «Фруктовую страну».
3. Фордландия
В конце 20-х годов 20 столетия гиганту автомобильной промышленности Генри Форду понадобился завод по производству автомобильных покрышек. В то время голландские и английские «резиновые бароны» полностью контролировали рынок каучука в мире. Поэтому Форд основал колонию «Фордландию», своеобразную мини-копию Америки в джунглях Амазонки. В Фордландии была своя современная больница, поле для игры в гольф, мощный завод по переработке каучука, отель, дома для рабочих. Несмотря на все это, мечта Форда об осуществлении американской мечты в джунглях потерпела фиаско. Местное население не хотело работать с 9 до 17 часов из-за жары и ужасных условий труда. Выращивать каучуковые деревья, собирать каучук оказалось слишком сложно.
2. Германия
«Германия», столица мира, была идеей Адольфа Гитлера. В действительности «Германия» стала бы центром мизантропии и ужаса. Нацистский архитектор Альберт Шпеер был назначен главным для восстановления Берлина и превращения его в «Столицу империи». Издание New York Times описало проект, как один из самых амбициозных за последнее тысячелетие. Альберт Шпеер за основу своей работы по строительству «Столицы мира» решил взять футуризм и идеи Ле Корбюзье. В центре города должно было находиться купольное здание, которое в 16 раз больше Собора Святого Петра в Ватикане, кроме этого, еще необходимо было возвести Триумфальную Арку высотой 117 метров, широкий бульвар, гражданские и торговые здания, обелиски с орнаментами, небоскребы. Проект так и остался нереализованным.
1. Джонстаун и Храм народов