В настоящее время обычный выпускник режиссерского факультета при достаточном финансировании может без проблем снять свой дипломный проект о Париже в столице Франции или же отправиться в страну Восходящего солнца за реальными кадрами для фильма о самураях. Однако, всего каких-то 30-40 лет назад советских режиссерам приходилось в буквальном смысле выкручиваться, придумывая, как бы снять заграничные улочки. Как Ялта, Рига, Закавказье становились заморскими декорациями для отечественного кинематографа – далее в материале.
Советский период в истории многих теперешних государств являл собой не только индустриализацию и коллективизацию, но и великие достижения в искусстве. Пожалуй, самым значимым пластом культурного наследия стал кинематограф. Ведь фильмы тех лет вызывали невообразимый ажиотаж. Хотя тем условиям, в которых советские режиссеры снимали свои шедевры, не позавидуешь, особенно это касалось экранизации произведений зарубежных авторов или обычных путешествий за границу.
Ведь им приходилось не только заботиться о самих съемках, но и очень долго искать места для натуры, похожие на те, которые описаны в романе. Потому что вывезти съемочную группу в ту страну, о которой идет речь, было просто нереально. На страницах Novate.ru авторы уже рассказывали о киношных хитростях и уловках для создания более эффектного сюжета, а в сегодняшнем материалы мы покажем по каким же улицам ходили Василий Ливанов и Виталий Соломин в ролях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, и в каком монастыре Д’Артаньян (Михаил Боярский) нашел свою Констанцию (Ирину Алферову).
1. Санкт-Петербург (в советские времена Ленинград)
Как утверждают кинематографисты, некоторые места в северной столице России Санкт-Петербурге очень похожи на старинные замки и улочки Лондона и Парижа.
Естественно, некоторые места уже сложно узнать, ведь город увеличился в размерах, и где раньше был парк или окраина, сегодня расположены в густонаселенные районы.
В сценах третьей части картины можно узнать не только особняки, но и Кавендиш-сквер (улица Пушкинская), и дорогу к дому Рональда Адэра («Толстовский дом» на углу Фонтанки и улицы Рубинштейна), и дом Рональда Адэра (дача Великого князя Бориса Владимировича в Пушкине), а также знаменитую мостовую на Бейкер-стрит (Замковая улица) и даже забор (Английский переулок на набережной Мойки).
Стоит отметить, что совсем недавно все натурные сцены нового фильма «Три мушкетера», под руководством Сергея Жигунова, были отсняты именно здесь.
2. Прибалтика (Латвия, Литва, Эстония)
Учитывая то, что в советские времена архитектура республик Прибалтики кардинально отличалась от остальных «12 сестер» и уже тогда называлась «наша заграница», то основные европейские сюжеты снимали именно здесь. Например, все тот же известный и всеми любимый фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» активно снимался на улочках Риги (Латвия).
Режиссер Игорь Масленников здесь тоже нашел много интересных мест и особняков, где сняли самые знаменитые эпизоды, вплоть до дома, в котором жил сам Шерлок Холмс. И заменила этот знаменитый на весь мир адрес, улица Яуниела, дом 22.
А на улицах Хобусепеа и Пикк в Таллине (Эстония) снимали любимую и самую мистическую часть «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собаку Баскервилей» в 1981 году. Причем не только улицы привлекли режиссера, а и исторически знаковые здания: Рижский парк Эспланада, Латвийская академия художеств, здание Русского географического общества и др.
Улица Яуниела в Риге стала Цветочной улицей Берна (Швейцария) в легендарном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» – именно на ней находится та самая конспиративная квартира, где гестаповцы устроили засаду на профессора Плейшнера. На брусчатке этой «швейцарской» улицы и оборвалась его жизнь.
На улицах Риги и в окрестностях Таллина (изображая Берлин) снимали не менее значимый кинофильм Владимира Басова «Щит и меч» о легендарном разведчике Йоганне Вайсоме.
Также в Риге снимали некоторые эпизоды киноленты режиссера Александра Захарова «Человек-невидимка» (1984 г.), в частности здесь находилась резиденция доктора Кэмпа.
В Литве в Тракайском замке и на улицах города Вильнюс режиссер Константин Бромберг снял несколько эпизодов известного детского фильма «Приключения Электроника» (1979 г.).
3. Закавказье (Азербайджан, Грузия, Армения)
Для съемок натуры с восточной экзотикой режиссеры со своей группой отправлялись в республики Закавказья. Культовую кинокомедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» снимали в столице Азербайджана – Баку. Знаменитое падение главных героев ленты происходило именно здесь (причем раз по 20, пока не был отснят эпизод!), а фея любви зазывала советского туриста тоже на узких улочках старого города.
В горах Кавказа снимали известный переход на лыжах через Альпы пастора Шлаг в культовом фильме «Семнадцать мгновений весны». Эти съемки проходили в районе горнолыжного курорта Бакуриани (Грузия).
4. Львов (Украина)
Режиссер-постановщик советского приключенческого фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгий Юнгвальд-Хилькевич в роли Парижа хотел снимать только Львов. Ведь к этому располагала европейская архитектура старой части города, некоторые старинные объекты нашлись даже в области.
В фильме можно увидеть подворье, оборонную стену и сам Бернардинский монастырь с незабываемыми эпизодами с участием мушкетеров и гвардейцев кардинала. Также в кадр попали внутренний дворик Армянского собора, несколько католических костелов, въездные ворота Собора святого Юра и даже Дом ученых во Львове.
На территории области отыскали очень интересные старинные замки, которым тоже нашлось место в славно известной киноленте.
5. Крым
Самой популярной съемочной площадкой в советские годы служил Крымский полуостров. Его живописные ландшафты не только восхитительны, но и уникальны, ведь сочетают в себе все природные зоны планеты.
Не стоило даже мотаться по странам и континентам, чтоб заснять бескрайние просторы пустыни, американские прерии, тайгу или даже Арктику, нужно было только приехать со своей съемочной группой в Крым. Природа и архитектурные сооружения, умноженные на профессионализм и мастерство режиссеров творили настоящие чудеса и шедевры во все времена.
Причем не только зарубежные сцены снимались именно здесь, но даже инопланетные и фантастические сюжеты без проблем можно было отснять на этой уникальной во всех отношениях земле. Перечислить все фильмы, которые были созданы в Крыму просто нереально, учитывая, как любили режиссеры снимать натуру к кинолентам именно здесь.