Кого в прошлые времена боялись зимними ночами разные народы

Сейчас зима – время праздников и подарков. Но в древние суровые времена радоваться полагалось только наутро – наутро после какой-нибудь особенной ночи, когда страшные боги и духи приходили собирать свою подать человеческими жизнями. Вера в них оставила свой след у многих народов. Кого в прошлые времена боялись зимними ночами разные народы

Морозко

Популярна легенда, что у древних славян и румын страшного духа зимы звали Карачун, но на самом деле эта гипотеза основана только на названиях Рождества у некоторых народов и на ругательствах типа “чтоб тебя карачун забрал”. Никаких следов Карачуна как персонажа в славянском фольклоре не обнаружено до сих пор. Духа зимы, способного (и желающего) морозить людей зверей насмерть, в сказках зовут Мороз, Морозко, Трескунец, Студенец. Он бьёт деревья и реки волшебным посохом, чтобы они мёрзли и трещали, замораживает дыханием попавшихся не вовремя в лесу людей и недостаточно вежливых девушек и женщин. Кстати, сказки, в которых он испытывает встречных и замораживает тех, кто с ним непочтителен, могут быть как отражением надежды на то, что соблюдающего ритуалы обойдёт беда, так и отзвуком памяти о языческом обычае оставлять красивую девушку на смерть от мороза как жертву, откуп от сурового бога. Кого в прошлые времена боялись зимними ночами разные народы

Крампус

В немецких и не только землях на Рождество к детям приходил не только добрый Святой Николайс подарками, но и Крампус – с розгами для непослушных детей. Детям также говорили, что он навсегда уносит с собой в мешке самых непослушных. В двадцатом веке Крампусом пугать детей запретили, и персонажа основательно подзабыл до самого выхода серии страшилок про него в США. Крампус выглядит как человек с отдельными чертами внешности козла. Есть версия, что до Святого Николая он был духом зимы, и рассказы о непослушных детях в мешке – память о том времени, когда малышей приносили в жертву духу зимы в самую страшную зимнюю ночь. Естественно, при этом избавлялись от самых неудобных детей – нравы были очень суровы, и правила любить всех одинаково родители не знали. Кого в прошлые времена боялись зимними ночами разные народы

Йоулупукки и Муори

Финны рассказывают своим детям о добром дедушке Йоулупукки, который приносит на Рождество подарки, и его хозяйственной заботливой жене Муори. Удивительным образом, точно так же, как доброго дедушку, зовут рождественское соломенное чучело в виде козла. Догадываетесь, что давным-давно это был один и тот же персонаж, похожий на Крампуса? И дары он не раздавал, а собирал. Вероятно. У финнов тогда не было письменности. Что касается Муори, то она считается аналогом сканлинавских зимних богинь: при её приближении встаёт вода и блекнет огонь. Это буквальное описание страшной стужи. Ни один древний финн не обрадовался бы встрече с ней. Кстати, первая часть имени Йоулупукки происходит от шведского названия Йоля, главной зимней ночи, когда духи и боги собирали жатву, выходя на Дикую Охоту.

Улль и Скади

Улль, бог-лыжник и бог-лучник, по скандинавским поверьям был пасынком Тора и, вероятно, мужем богини Скади. В целом он положительный и некогда очень уважаемый бог (его именем названо множество мест на Скандинавским полуострове), но раз в году он, похоже, возглавлял Дикую Охоту, убивая случайных путников и тех, кто был изгнан из дома. Конечно же, это была зимняя ночь. Кстати, он был также богом азарта и удачи. В этом определённо что-то есть. Богиня Скади же – ледяная великанша. Как и Улль, она лучница, но судьба свела их далеко не сразу. Сначала она вышла замуж за Ньёрда, но на стояла на гостевом браке, и ему это в какой-то момент надоело. Потом Скади спала с Одином. И только потом сошлась с Уллем. Она замораживала землю на зиму и, вероятно, путников тоже. Её именем названо тоже очень многих мест – похоже, богиню почитали широко и сильно. Кого в прошлые времена боялись зимними ночами разные народы

Йольский кот

Где как, а в Исландии в Йоль боялись не богов, а огромного кота. Он разрыва на части тех, кто к Йолю не успел выполнить ряд условий, например, добыть и надеть новую шерстяную одежду вместо старой.

Улу тойон

Могучий якутский бог в ответе за очень много вещей – часто таких страшных, как пожирание человеческих душ, создание одержимых людоедством медведей и тому подобное. Неудивительно, что среди ужасов, которые от него ожидают – долгие и страшные снежные бури, которые могут засыпать жилище человека полностью, не говоря уже о том, что охотник, застигнутый такой бурей, просто не выживет. Кого в прошлые времена боялись зимними ночами разные народы Удивительно или нет, но тот же Улу тойон передал людям огонь, с помощью которого они могут спасаться в своём жилье от его страшных бурь.

Юки Онна

В горах Японии, по старым поверьям, живёт Снежная Женщина – злой дух, похожий на высокую женщину изо льда. Юки Онна появляется со снегопадом или во время снежных бурь. Она может прийти также по снегу при полной луне. В общем-то, причин бояться её нет, просто, несмотря на всю красоту, Юки Онна считают страшной по умолчанию, а не за какие-то поступки. А что она такая ледяная? Тех, кто остолбенел от страха, встреттвшись с ней взглядом, наутро находят замёрзшими – что с учётом погоды при встрече очень логично. Кстати, холодна Юки Онна не всегда. Порой она превращается в обычную девушку и выходит замуж за смертных мужчин. Но рано или поздно муж догадывается, что Юки Онна – не человек, и тогда она его покидает. Кого в прошлые времена боялись зимними ночами разные народы

Вендиго

У алгонкинов существует поверье о том, что человек может обезуметь и превратиться в людоеда-вендиго, не знающего насыщения. Но много лет назад вендиго были духами зимы, стужи и зимнего голода. Они бегали по лесу, полупрозрачные и зубастые, и пожирали всякого встреченного человека. Они, как и Юки Онна, очень высоки, но страшно худы.

Перхта

Немцы, австрийцы и чехи порой изображают на Рождество приход Перхты – зимней ведьмы. У неё одна большая гусиная нога, и ходит она в белых одеждах. В Крещенский вечер, по поверьям, Перхта о ходила дома, где есть дети, и искала лентяев. Им она вскрывала живот и набивала холодными камнями. Позже, вероятно, добавилось поверье, что трудолюбивых девочек она награждала оставленными в подарок серебряными монетками. Очевидно, мотив со вскрытием животов также может быть памятью о жертвоприношениях. В Голландии верили, что Перхта на Йоль или Рождество возглавляет дикую охоту. Она вооружена мечом, вскрывает им желудки путников и съедает содержимое, подобно тому, как охотники лакомятся содержимым желудка оленя.

источник