Устройство израильского танка Merkava

Одним из самых необычных современных танков является израильская Merkava. Машина, эксплуатацию которой начали в 1979, году отличается необычной компоновкой. «Классическое» расположение элементов танка предполагает размещение отделения управления в носовой части, боевого отделения посередине, и моторно-трансмиссионного – в корме.
Устройство израильского танка Merkava

«Merkava Mk.1 в сборочном цехе, 1979 год»

Большинство современных ОБТ построены по такой схеме. В израильском же танке все совершенно иначе. Ввиду того, что во главу угла поставлена выживаемость членов экипажа, расположение узлов машины всецело подчинено этой цели. Так, мотор здесь располагается в передней части – справа от места механика-водителя. Последний, таким образом, прикрыт не только броней корпуса, но и агрегатами мотора и трансмиссии. Боевое отделение, расположенное в корме тоже укрыто двигателем, а не наоборот. Это позволило разместить контейнеры с выстрелами в самой задней части танка.

Устройство израильского танка Merkava

«На иллюстрации можно заметить подъем верхней лобовой детали корпуса, который мешал обзору механика-водителя. В Merkava Mk.4 этот дефект устранили»

Устройство израильского танка Merkava

Первая Merkava была создана в 1979 году под руководством ветерана нескольких войн Исраэля Таля. Пожалуй, руководство проектирования танка солдатом, а не инженером, обусловило необычную конструкцию машины. Хоть она не нова. Еще в 1946 по такой же компоновочной схеме создали французский танк AMX-13, который был на вооружении Израиля – в том числе.

«Merkava Mk.4 на ночных стрельбах. На корме башни крепятся цепи с грузами, которые выполняют роль противокумулятивных экранов»

Устройство израильского танка Merkava

В первой генерации танк обладал 105-мм копией британской пушки L7 и весил 60 тонн. Начиная с Merkava Mk.3 орудие заменили копией немецкой пушки MG251 – уже гладкоствольной. Тогда же 900-сильный американский мотор уступил место форсированной до 1200 л.с. модификацией. Масса Merkava Mk.4 возросла уже до 70 тонн. Здесь американский мотор и трансмиссию заменили немецкими аналогами – мощностью в 1500 сил.

Особенностью всех машин серии является пружинная подвеска, которая не свойственна современным ОБТ. Ее минусом является большая раскачка при стрельбе сходу. Хотя, израильские военные убеждены, что для ближневосточного театра – это самый подходящий вариант. Вторая необычная деталь – десантное отделение в корме корпуса. Минус – большее заброневое пространство. Плюс: машина, по сути, превращается в сверхвооруженную и защищенную БМП.

«Вид на десантную аппарель в кормовой части корпуса. Этот отсек может вместить носилки с ранеными, дополнительный боекомплект или шесть пехотинцев. Такое совмещение танка и БМП – это следствие доктрины «вялотекущей войны»

Устройство израильского танка Merkava

Ну что же, давайте посмотрим на внутренние объемы израильского танка глазами членов экипажа.

Механик-водитель

«Место механика-водителя Mk.2. Средний перископический прибор на этой машине уступил место прибору ночного видения»

Устройство израильского танка Merkava

Расположенный в носу корпуса, слева этот член экипажа прикрыт мотором и трансмиссией. Попасть на свое место водителю «Меркавы» можно как через свой люк, так и через десантное отделение – пройдя все машину вдоль. Обзор обеспечивают три перископических прибора наблюдения. В силу своего положения, водитель «Меркавы» имеет плохой обзор вправо. Смотреть прямо мешал лобовой бронелист с заметной выпуклостью, которую устранили лишь в Mk.4. Тогда же была добавлена камера заднего вида. Помимо этого, самая современная «Меркава» за счет немецкого двигателя и автоматической трансмиссии может разогнать 70-тонный танк до 60 км\ч.

«Место механика-водителя с другого ракурса. Сравнительно узкое место этого члена экипажа обусловлено компоновкой: за правой перегородкой находится двигатель»

Устройство израильского танка Merkava

Командир

Командир экипажа расположен в башне справа. После усиления бронирования крыши башни на Merkava Mk.4, он стал обладателем единственного башенного люка, который, к слову, можно открыть лишь при помощи механизма. У люка установлен 7,62-мм пулемет FN Mag. Начиная с Mk.3, командир получил практически полный обзор благодаря камерам, охватывающим мертвые зоны машины. Из «классики» – пять перископических приборов и панорамный прицел.

«Командир израильского танка (слева) вооружен 7,62-мм пулеметом FN MAG»

Устройство израильского танка Merkava

«Место командира Merkava Mk.4. Помимо перископических приборов наблюдения, командиру доступна панорама с тепловизионным каналом и переменной кратностью (х4 – х20). Джойстик в правой руке позволяет дублировать оператора основного орудия»

Устройство израильского танка Merkava

«Место командира в Merkava Mk.4. Дисплей слева от визира прицела – часть системы VDS-60, позволяющая в реальном времени собирать и записывать данные с поля боя»

Устройство израильского танка Merkava

«Вид через тепловизионный прицел командира Merkava Mk.4″

Устройство израильского танка Merkava

«Место командира Merkava Mk.2. За правым плечом командира – штанга механизма открытия люка»

Устройство израильского танка Merkava

«Merkava Mk.3. Черный блок справа от дисплея отвечает за управление радиосвязью»

Устройство израильского танка Merkava

«Визир командирского прицела Mk.4″

Устройство израильского танка Merkava

Заряжающий

Пожалуй, в «Меркаве» самый вооруженный заряжающий среди аналогичных машин. Помимо пулемета у люка, он получил 60-мм миномет, установленный у левой стенки башни. В последней версии танка заряжающий лишился своего люка (и пулемета, соответственно), и машину может покинуть лишь через люк командира или десантное отделение. Снаряды располагаются в специальных контейнерах по четыре штуки. Сами контейнеры выполнены из стекловолокна и обладают термоизоляцией. Пять выстрелов укладки первой очереди расположены на полу башни. Само заряжание – полуавтоматическое: стоит нажать на педаль, и снаряд попадает в казенник. Человеку достаточно его лишь дослать. Боекомплект – 68 выстрелов 105-мм, а в версиях со 120-мм орудием – 47.

«1 – перископический прибор наблюдения заряжающего. 2 – 60 мм миномет, позволяющий вести огонь осколочными, дымовыми и осветительными минами. 3 – казенная часть орудия»

Устройство израильского танка Merkava

«Место заряжающего в Merkava Mk.4″

Устройство израильского танка Merkava

«Вид на заряжающего с места механика-водителя. За спиной башнера можно заметить контейнеры кормовой боеукладки»

Устройство израильского танка Merkava

«На этом видео показан момент полуавтоматической зарядки 120-мм орудия Merkava Mk.4″

«Видео снято с места заряжающего. Под его ногами расположен контейнер на четыре артиллерийских выстрела, слева от которого расположены патроны к пулеметам»

Наводчик

Оператор основного орудия расположен справа от казенной части орудия. Прицел – с восьмикратный увеличением и тепловизионным каналом. Наведение орудия осуществляется джойстиком. Над ним расположен визир ночного прицела, справа от которого – панель лазерного дальномера и визир оптического прицела. Под этим блоком находится рукоять ручного управления поворотным механизмом башни.

«Место наводчика Mk.2″

Устройство израильского танка Merkava

«Наводчик Merkava Mk.3. Его взгляд устремлен в визир прицела под которым расположен блок управления лазерным дальномером. Визир слева – тепловизионный канал. Помимо джойстика, под правой рукой этого башнера находится рукоятка привода башни.»

Устройство израильского танка Merkava

«Вид на поворотный пол башни Merkava Mk.1″

Заключение

В данном материале я не ставил цели перечислить особенности всех модификаций израильского ОБТ. По этой причине, упор был сделан на «рабочих» моментах танка. А в силу того, что снимки внутренних объемов танка одной генерации найти проблематично, здесь в качестве примеров выступают все «Меркавы»: от Mk.1 – до новейшего Mk.4.

«Член экипажа отдыхает в десантном отделении»

Устройство израильского танка Merkava

источник